Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Секреты психолога

Вопросы от родителей и ответы на них психолога

Вопрос: Моему ребенку 4 года, последнее время он стал какой-то агрессивный: капризничает, злится, кричит, может даже броситься на окружающих с кулаками. Что делать?

Ответ:

С этой проблемой встречаются многие. Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения? Предлагаем Вам ознакомиться со следующими рекомендациями. Помните, от воспитательной позиции родителей зависит очень много:

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

5. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

6. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

7. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

8. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.).

9. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

10. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку. И помните, что снятию агрессивности способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения и душевный комфорт.

Вопрос: Мой ребенок плохо засыпает. Как можно ему помочь?

Ответ:

Детям не следует смотреть возбуждающие, тем более – страшные телефильмы, перед сном или присутствовать при разговорах подобного содержания.

Уложив ребенка, нужно посидеть некоторое время возле него, подержать за руку, погладить, а напоследок поцеловать.

Если же ребенок проявляет тревогу, поинтересуйтесь, что его так пугает. Порой, достаточно бывает просто описать свой страх словами, чтобы испытать облегчение.

В случае, когда ребенок страшится одиночества, посоветуйте ему захватить с собой в постель любимую игрушку (конечно, мягкую). А если в доме живут кошка или собака, которые «дружат» с вашим ребенком, можно оставить их на ночь в детской спальне.

Если же ребенок пугается темноты, зажгите тусклый ночник.

Три полезных совета

  1. Перед сном лучше всего заниматься спокойными делами и играми, полезна прогулка на свежем воздухе, теплая ванна. Японцы уже давно осознали пользу вечерних омовений – это не только требование личной гигиены, но и хороший способ снять, «смыть» с себя печать дневных переживаний, негативных эмоций и стресса.
  2. Лучше укладывать ребенка спать в одно и то же время, этому должен предшествовать определенный ритуал, к примеру, чистка зубов, чтение книг или сочинение историй на пару с ребенком.
  3. Помните: если вы нервничаете, стремясь поскорее уложить ребенка, он это чувствует и начинает капризничать, еще более нервируя вас. Получается замкнутый круг.

Дома создавайте максимально спокойную и безопасную обстановку. Проводите с ребенком как можно больше свободного времени, уделяйте ему внимание, играйте, разговаривайте, придумывайте интересные совместные занятия. И обязательно обнимайте и целуйте ребенка, особенно перед сном. Говорите, что Вы его любите, что всегда будете рядом, поможете и поддержите. Дайте ребенку возможность почувствовать себя важным и нужным, находящейся под защитой любящих родителей.

Вопрос: Как развить в ребенке честность?

Ответ:

1. Разговаривайте с детьми с раннего возраста о том, что в вашей семье ценится честность. Объясняйте, как важно, что каждый член семьи может положиться на другого в том, чтобы рассказать правду, даже когда это бывает очень сложно. Честность всегда помогает построить близость и доверие внутри семьи. Обязательно поддерживайте и защищайте своего ребенка, когда он ведет себя честно, признаваясь в плохих поступках. Дайте понять, что ложь нарушает доверительные отношения, и понадобится много времени, чтобы восстановить их.

2. Станьте примером честности в глазах ребенка не только на словах, но и в делах. Не стоит ожидать правдивости от ребенка, если вы сами не можете искренне и честно отвечать на неудобные вопросы. Старайтесь находить честные ответы с учетом возраста ребенка, любое вранье взрослых в эмоционально тяжелой ситуации побуждает детей поступать также.

3. Уделяйте больше внимания честности как ценности, чем наказанию за плохое поведение. Естественно, можно применять метод естественных последствий за серьезную ложь, однако ребенок должен понимать, что быть честным – выгоднее. Если ребенок в чем-то сознался, а вы забыли похвалить его за смелость и сразу перешли к наказанию, то в следующий раз не ждите от него откровенности. Ребенку важно, когда можно рассказать правду и не бояться родительского гнева, критики или насмешек. В любом случае, любые дисциплинарные меры должны быть уважительны по отношению к ребенку.

Честным с родителями ребенок будет, когда он:

  • уверен, что ни при каких обстоятельствах мама с папой не станут его унижать;
  • не боится родительского гнева или быть отверженным ими, потому что уверен в том, что родители все равно его будут любить;
  • знает, что его поддержат в сложной ситуации, посоветуют правильный выход из нее;
  • уверен, что наказание (если последует) будет разумным и справедливым;
  • уверен, что между ним, мамой и папой существует доверие.

Постарайтесь всегда подчеркивать, насколько важна честность в вашей семье. Скажите ребенку, что очень цените, когда люди говорят правду, и очень расстраиваетесь, когда лгут. Хвалите ребенка за честность. Ведь лучше научить его не врать, чем постоянно наказывать за мелкие проступки.

Вопрос: Чем отличается активный ребенок от гиперактивного?

Ответ:

Активность - деятельность, действенность.

Гиперактивность - расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.

Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны.

Особенности активных детей:

  • Могут быть активными, даже чрезмерно. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.
  • Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например, дома. В садике он ведет себя вполне спокойно или наоборот.
  • Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
  • Нарушение сна не наблюдается.

Особенности гиперактивных детей:

  • Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала.
  • Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, детском саду, общественном месте – он активен всегда.
  • Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает времени подумать и сформулировать ответ.
  • Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный.
  • Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум.
  • Не может контролировать свое поведение, эмоции.